Наш любимый уголок

 

История предков всегда любопытна для того,

кто достоин иметь Отечество.

Н.М. Карамзин

 

Родина  начинается  для каждого человека с места, где он родился,  с семьи, где воспитывался и рос.

Родина -  это культура, быт, язык и, конечно, духовные начала.  Наша Родина – Россия, страна  испокон веков воспитанная в православной вере. Православная церковь всегда укореняла в русском народе такие добродетели, как трудолюбие, милосердие, жертвенность, послушание, смирение и терпение.

Именно такие качества и воспитывались родителями  в детях в дореволюционной России, именно эти качества особенно востребованы и сейчас.

Важное место в этой работе занимает и музейная педагогика.

Человек, чтобы почувствовать себя увереннее в современном мире, должен ощущать свои корни. Это, прежде всего, дом, семья, школа и, конечно же, память, которую мы несем в своей душе.

В каждой школе есть место, особенно любимое и детьми, и педагогами. В МКОУ «Правдинский ЦО» это музейный уголок, с любовью созданный учителями, учащимися и жителями поселков Правда и Коммунаров.

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности.

В Правдинской средней общеобразовательной одноэтажной школе, которая была спроектирована как восьмилетняя, место очень ограничено, но комнату для музейного уголка удалось все-таки выделить. Из-за отсутствия помещения наш музей не паспортизирован, но коллекция у нас очень интересная, большая и имеет краеведческую и культурную ценность.

Начинался наш музейный уголок в 1998 году, когда в школе проходил районный методический семинар заместителей директоров по воспитательной работе «Роль традиций в воспитании школьников». Именно тогда проводилось общешкольное мероприятие «Праздник на деревенской улице». Для оформления праздника мы попросили жителей поселка принести старинные предметы деревенского быта.

Школьные рекреации были оформлены под русскую избу. Здесь был и красный угол, и окно, украшенное вышитыми занавесками, кровать, убранная боковинами и подзорами, заправленная вышитым покрывалом. Старинный стол был накрыт вязаной скатертью, на нем стоял столетний жаровой самовар, рядом со столом на самотканой дорожке расположилась старинная прялка. Часть помещения занимала стилизованная русская печь, на которой расположились чугуны различного размера.

 

Жители поселка присутствовали на празднике, который им так понравился, что забирать обратно свои экспонаты они не стали. А на школу легла ответственность сохранения всех этих реликвий. Так и возник музейный уголок МКОУ «Правдинская СОШ».

 

С тех пор прошло уже более 20-ти лет. Наш музейный уголок насчитывает более 200 экспонатов, большинство из которых подлинные.

В музее имеется три основных раздела: первый раздел дает представление о жизни деревни. Здесь собрано множество различных старинных предметов быта (о назначении некоторых из них сейчас остается только догадываться), народной одежды, вышитых рушников и многого другого. Красный угол, оформленный по всем правилам, занимает центральное место в комнате. Над старинным столом висит древняя икона Кирилла и Мефодия, найденная в сарае, расположенном недалеко от разрушенной церкви, и переданная школе жительницей поселка Соболевой О.А. Рядом со столом можно увидеть настоящий сундук, чуть правее - кровать, а далее - русскую печь.

Коллекция домашней утвари начиналась со ступки и пестика для помола зерна. Впоследствии она пополнилась и другими предметами русской старины, относящимися к быту, промыслам, ремеслам. Рубель, качалка, утюг на углях, чугунки различной величины, ухваты, махотки различного размера, светец - приспособление для укрепления горящей лучины, безмены, прялки, гармони - все это экспонаты нашего музея. Собрана небольшая коллекция старинной одежды. Предметы народного рукоделия - вышитые картины, салфетки, наволочки, скатерти, рубашки - составляют внушительную часть экспозиции.

 Эти простые предметы быта дают прекрасное представление о деревенской жизни конца XIX - начала XX века. Все перечисленные экспонаты используются на уроках окружающего мира, истории, краеведения, МХК, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях. Проводятся фольклорные праздники «Деревенские посиделки», «Душа моя, Масленица!», «Праздник праздников», занятия для младших школьников «Бабушкин сундук» и «Как жили наши предки», экскурсии «в прошлое» для дошкольников, учителя используют предметы этой экспозиции. В 2016 году, в нашей школе  проводилась презентация  проекта «История забытой  вещи».  (Ссылка 1). Темой для проекта стали  экспонаты школьного музейного уголка, собранные учениками, родителями и жителями поселков Правда и Коммунаров.  Это – предметы деревенского быта, которые служили своим хозяевам многие десятилетия.

Во время защиты своих проектов ребята рассказали о выбранных вещах интересные истории. Истории вещей были самые разные: героями проектов стали  коромысло, подаренное в школьный музей жителем поселка Правда,  русская печь, макет которой выполнен нашим земляком Орловым  Виктором,  деревянные  ложки, вырезанные  жителем деревни Старая Уваровка скульптором самоучкой Романовым А. И.  Даже маленькое перо, бережно сохранившееся у нашего педагога Микалиной Н. В.,  обрело свою интересную и неповторимую историю.

 Отполированная руками    рубель и  мягкий льняной холст, золотистые  лапти и  потускневшие  чугуны  говорили о том,  что их жизнь продолжается, пока мы обращаемся к прошлому, и они готовы рассказать многое о наших предках.   Эти предметы, ставшие символами деревенского уклада жизни, потихоньку переходят в разряд воспоминаний, а вместе с ними  и многие обряды и обычаи,  украшавшие жизнь людей старшего поколения... 

В результате исследования наше внимание привлекло то, что прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Нам было интересно узнать, что "ручное» прядение было очень медленным. Обработанное  волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!  Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет. 

«Непряха» – это были крайне обидное прозвище для девочек-подростков. И не следует думать,  нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками. Жена и дочери боярина за прялкой должны были  уметь прясть лучше всех.

Прядением и ткачеством занимались поздней осенью и зимой, когда основные сельскохозяйственные работы были окончены. Девушки собирались вместе по вечерам у кого-нибудь на супрядки, вместе пряли на веретене и разговаривали.  Супрятки для деревенских заменяли и театры, и танцплощадки, и даже молодежные сериалы.

Давайте понаблюдаем за процессом: сначала кудель - это нечто бесформенное, неупорядоченное. Но под влиянием воли и действия кудель превращается  в нить, тянущуюся из прошлого в будущее. Нить вьется, меняется ее направление, но порядка еще мало. Структура развивается, переходит на более сложную ступень, когда нити сплетаются особым образом в ТКАНЬ - материю - двухмерную, но пока плоскую, лишенную объема. Объем появляется, когда из ткани создается одеяние, ФОРМА, пронизанная нитью-временем.

Для маленького человека воспитание начинается с изучения истории его родных мест. Именно поэтому второй раздел экспозиции музейного уголка посвящен нашим знаменитым землякам. В нем находится много работ, переданных скульптором-самоучкой, жителем деревни Уваровка Александром Ивановичем Романовым.

Школьники МКОУ «Правдинская СОШ» занимаются поисково-исследовательской деятельностью по изучению родного края, пополнением фондов музейного уголка, организацией тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы, уходом за родниками, обелиском. Благодаря этой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа.

Эта деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

Собран материал о Герое Социалистического Труда, уроженце деревни Докторово, Ф.Ф. Петрове (Ссылка 2), о жителе деревни Старая Уваровка Д.С. Сидорове (Герое Советского Союза, совершившем свой подвиг в 19 лет) (Ссылка 3), о поэте В. Брагине, уроженце деревни Пашково. Собран материал о жизни и творчестве наших земляков поэтов: А. Брагина, В. А. Большакова. Оформлен стенд о наших выпускниках, служивших в Вооруженных силах России.

Реализован общешкольный проект «Мои родные в годы Великой Отечественной войны».  Но, пожалуй, самой интересной является экспозиция работ А.И. Романова - нашего земляка, инвалида Великой Отечественной войны, скульптора-самоучки, художника (Ссылка 4),.

После смерти А.И. Романова его племянница передала нашей школе более сорока работ: скульптурные портреты, выполненные из гипса, дерева, пластилина. Предметы деревенского быта - ложки, ковши, трубки, выполненные талантливой рукой мастера, хранятся нашими ребятами. В 2013 году коллекция работ А.И. Романова пополнилась еще двумя экспонатами. На уроках МХК, изобразительного искусства активно используются предметы из этой экспозиции. В музейном уголке оформлен стенд, посвященный жизни и творчеству А.И. Романова. Ежегодно на базе музея проводятся вечер памяти Александра Ивановича «Вспоминая тебя». Проводилась встреча с Поэтом В. Киреевым.  Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в п. Правда и п. Коммунаров (2000 год).

 

История местного края позволяет показать учащимся, что жизнь наших деревень не проходит в отрыве от многогранной жизни страны, а составляет часть этой жизни. Изучая краеведение, мы придаем процессу обучения исследовательский характер.

Третья часть экспозиции посвящена результатам нашей исследовательской краеведческой деятельности, а именно - православному краеведению и его направлению «Разрушенные храмы Тульского края». В рамках этой деятельности наш музейный уголок за последний год пополнился новыми экспонатами.

Во время походов в деревню Докторово был собран, изучен и оформлен материал о разрушенной церкви во имя Казанской Божией Матери. Членами молодежного православного движения «Георгиевцы» и нашими школьниками на месте разрушенного храма был поставлен Поклонный крест. (Ссылка 5, 6).

В заброшенной деревне были найдены две иконы, деревянные лопаты для домашнего хозяйства, изделия местного кузнечного производства (гвозди, скобы). Они пополнили музейный уголок школы.

В результате похода в деревню Симаково был собран материал о церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Местные жители передали школьникам часть креста священника и медный старинный гребень, бесценный материал по истории деревни Симаково и церкви, расположенной на ее территории. (Ссылка 7).

Собранный в ходе активной поисковой деятельности материал нашел свое применение в творческих и исследовательских работах учащихся, которые были представлены на областном конкурсе «Тульский край - земля православная», муниципальных Рождественских чтениях 2013 года, областных Рождественских чтениях 2014 года.

«Когда знаешь все о своих предках, хочется пойти по их пути: честному, справедливому. Во мне просыпается необыкновенное чувство гордости, радости. Наш музей заставляет уважать прошлое...», - это слова выпускницы нашей школы Чепелёвой Анастасии.

Создание музейного уголка - дело важное и необходимое, ведь все имеющиеся материалы активно используются участниками педагогического процесса в учебной и внеурочной деятельности.

В нашем небольшом музее имеются оптимальные условия для формирования духовно-нравственной личности, воспитанной на культурных традициях народа, личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений, человека, способного сохранять свои культурные корни и стремящегося к пониманию других культур.

Мы считаем, что, вдыхая воздух прошлого, впитывая историю родного края, через соприкосновение с музейными экспонатами, подросток находит те духовные ориентиры, которые и определяют менталитет будущего гражданина России (Ссылка 8).

Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после. От веры, что история твоей семьи, твоего поселка, история нашей страны - твоя личная история.

Можно  слишком поздно понять, что исчезновение из нашей жизни таких вот  вещей из  прошлого ведет к потерям - невосполнимым.

Целый век прошел с 1917 года, когда изменился в  России государственный строй. С тех пор   много изменений произошло в нашей стране. Прогресс остановить невозможно, да и не нужно. Только вот  за всеми этими новомодными штучками не потерять бы человека доброго, терпеливого, милосердного и неравнодушного, способного видеть чужую боль и сопереживать.   А для этого мы будем вновь и вновь возвращаться в прошлое и черпать оттуда неистощимый родник  мудрости и любви к людям.

ссылка 1.  Как это было? «История забытой вещи»

 ссылка 2. Ф. Ф. Петров

 ссылка 3. Сидоров Д. С. «Пусть поколения помнят и знают»

 ссылка 4. А. И. Романов

ссылка 5. Виртуальное путешествие в усадьбу Казанское

 ссылка 6. Установка Поклонного Креста

 ссылка 7. «Дважды заброшенный храм»

ссылка 8. «Читаю письмо с фронта»