История посёлка Правда

На территории нынешнего поселка Правда располагалось село, название которого несколько раз менялось. С XVIII века по 1851 г. - это сельцо Ивановское, переименованное в 1852 в село Казанское, коим являлось до 1930 года.

В книге П. И. Малицкого, изданной в 1895 году (переиздана в 2010 году), упоминается село Казанское-Шелудяки тож Веневского уезда Тульской губернии. Оно «лежит в низменной и сырой местности, в 45 верстах от Тулы и в 12 верстах от Венева, на юго-запад от последнего. Казанским село называется по храму, а Шелудяками - по близ находившейся к церкви (теперь несуществующей) деревне Шелудяки. Приход состоит из следующих деревень: Докторова, Тетерек, Горбачей, Хрипковых Выселок и Артемовки. При самой же церкви, кроме домов священнослужителей, поселка не существует. Всех жителей в приходе числится 450 м. п. и 460 ж. п. Каменный храм в селе в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя святителя и чудотворца Николая построен в 1852 году тщанием и иждивением помещицы генеральши Евдокии Ивановны Ар­сеньевой. Существовавшая в приходе до 1852 г. церковь находилась в Тетерках и была деревянная: она была уничтожена пожаром. В пользу храма устроительницей его положен капитал в 5000 р. Причт состоит из двух лиц: священника и псаломщика. Земли церковной имеется: усадебной 3 д., полевой и сенокосной 33 д.» 

Село находилось по соседству с деревнями: Докторово, Акульшино, Пашково, Грайворонки. Рядом протекала река Грайворонка. В помещичьей усадьбе проживало от 42 человек в конце XVIII века до 117 человек во второй половине XIX вв.

С конца XVIII и по 1802 год (или 1807) владельцем усадьбы являлся помещик Федор Львович Глебовский.

После него до 1821 года усадьбой владели Евдокия (Авдотья) Ивановна и Прасковья Ивановна Арсеньевы. В связи с их несовершеннолетием управляющим был отец Иван Степанович Арсеньев. С 1821 по 1847 год имением управлял муж Евдокии (Авдотьи) Ивановны Арсеньевой - генерал Николай Васильевич Арсеньев, который умер 18 марта 1847 года, и усадьба снова перешла к Евдокии (Авдотье) Ивановне Арсеньевой. С конца 1860 года хозяйка в имении - помещица Булыгина.

Усадьба состояла из барского дома и хозяйственных построек. Имелись пахотные земли, поля, дубовая роща (уничтожена весной - летом 1930 года для строительства Бобриковского химического комбината).

Помещиками и крестьянами созданы: пруд из скопления реки Грайворонка посредством строительства плотины из камня, дерева и земли; аллея из ветлы, остатки которой сохранились до сегодняшнего дня; сад, в котором росли фруктовые деревья, черемуха, частично сохранившийся до сих пор.

С 1852 по конец 1920 -х годов действовало кладбище. В настоящее время имеется его часть.

Построек не сохранилось. Однако, предположительно, усадьба располагалась в 100 метрах от современного поселка Правда, у дороги, ведущей в Новомосковск через шахту «Подмосковная».

Размер усадьбы 100x100 м. Строения были выполнены из камня. К 1917 году строения были разрушены и представляли собой груду камней. Имелась аллея протяженность примерно 80 м и шириной 4 м, соединявшая барский дом с церковью.

Церковь во Имя Казанской Иконы Божией Матери в сельце Ивановском была выполнена фундаментом из белого известнякового камня, а стены - из красного кирпича.

Имелась кирпичная колокольня. Внутри стены и потолок образовывали своды. Церковь была невысокая. На колокольню вела лестница. Стены были расписаны в рамках Христианской тематики и убраны иконами.

В церкви было три престола:

Во Имя Казанской Божьей Матери (холодный);

Во Имя Святителя и Чудотворца Николая (холодный);

Во Имя Святого Великомученика Дмитрия (холодный);

Храм действовал до 1918 года. Известно, что в 1856 году в церкви служили: священник Иван Иванович Вельтищев; 1828 г.р., дьякон Иван Иванович Рождественский, 1804 г.р.; дьячок Петр Алексеевич Новгородский, 1826 г. р. В 1857 году прибыл пономарь Иван Яковлевич Соколов.

Храм был настоящим украшением местности. Над полями возвышался высокий купол, колокольня, расписные стены, к церкви вела дорога, вымощенная плитами. Шли года, менялись поколения, а храм стоял, собирая людей на литургию и молебны, став центром духовной жизни для всех близлежащих поселений.

В 1918 году, как и тысячи других, храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был разорен и частично разрушен.

В 30-е годы на территории Ново деревенского сельского совета Венёвского района Тульской области был организован колхоз имени Крупской. В 1960 году началось укрупнение колхозов и совхозов. Колхоз имени Крупской был реорганизован в совхоз Грайворонский, а затем в 1965 году преобразован в совхоз Правда. В феврале 1965 года директором совхоза Правда был назначен 24-летний Севрюгин Николай Васильевич (с 1991 г. по 1997 г. - губернатор Тульской области). На месте современного посёлка Правда раньше находилась Грайворонская МТС. На территории машинно-тракторной станции с 1967 года началось строительство домов и мастерских.

Церковь превратили в ремонтную базу машинно-тракторной станции. На глазах у местных жителей разрушали приделы, заносили в алтарь станки. Колодец, что был на территории храма, превратили в яму для гашения извести. А в конце 60-х годов храм был взорван, часть его кирпича пошла на строительство плотины.

Со временем от храма осталось только небольшое возвышение из кусков фундамента, обломков кирпича и облицовочного камня; место поросло непроходимым бурьяном и деревьями, скрыв его от людей.

Но храму не дано было исчезнуть бесследно. Икона святых Кирилла и Мефодия, которая была найдена в сарае, неподалёку от места, где находилась Казанская церковь, передана в музей школы жителями посёлка Правда. Можно предположить, что икона находившаяся в церкви, была спрятана и сохранена жителями поселка. Еще одна икона из храма во имя Казанской иконы Божией Матери сохранена Соколовыми, жителями деревни Докторово. В настоящее время находится у них в доме.

В июле 2013 года, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, на месте, где когда-то возвышался храм, был установлен поклонный крест. Освящал крест Архимандрит Лавр, благочинный церквей по Новомосковскому округу Тульской епархии, Игумен Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска, по благословению которого и происходили все эти события. Неравнодушные жители посёлка регулярно убирают, благоустраивают территорию святого места.

 

ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ

ВРЕМЯ СОЦИАЛИЗМА

НАСТОЯЩЕЕ ПОСЁЛКА